Колесный бронетранспортер «Объект 141»

БТР-40 — бронетранспортер

Год выпуска: 1948
Год принятия на вооружение: 1950

Описание

Колесный бронетранспортер «Объект 141» разрабатывался с 1947 года на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В.А. Дедкова (ведущий конструктор В.К. Рубцов) на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Прототипом создаваемой машины послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor Company, который поставлялся во время ВОВ в СССР по лэнд-лизу. Уже в 1948 году было выпущено два варианта опытных образцов бронетранспортера. Один из них отличался башенной пулеметной установкой на крыше. В дальнейшем конструкторы остановились на первом образце, не имевшем жесткого верха, как и у заокеанского прототипа.

БТР имел компоновочную схему с передним расположением МТО и с кормовым размещением десанта. Силовую раму заменял несущий сварной открытый сверху корпус из броневых листов, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществлялись через две бортовых двери и одну кормовую, двухстворчатую.

На вооружении БТР состоял 7,62-мм станковый пулемет Горюнова CГМБ обр. 1949 года, который мог быть установлен в четырех точках: на передней поперечной штанге, поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) были приварены соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре бортовых лючка.

Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк. На машине устанавливались шины 9,75-18″.

При принятии на вооружение Советской Армии в 1950 году бронетранспортер получил обозначение БТР-40. Серийный выпуск машин осуществлялся с 1950 по 1958 год на Горьковском автозаводе. Впервые БТР-40 были показаны на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.

БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина — БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.

«Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе), Китае (Type 55), Кубе, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

Характеристики

Колесная формула — 4х4
Боевая масса, кг — 5300
Боевой расчет, чел — 2+8
Длина, мм — 5000
Ширина, мм — 1900
Высота, мм — 1830
База, мм — 2700
Колея передних/задних колес, мм — 1588/1600
Дорожный просвет, мм — 276
Бронирование, мм:
— лоб корпуса — 11..15
— борт — 8..9
— корма — 7
— днище — 4
Вооружение (боезапас) — 7,62-мм пулемет СГМБ (1250)
Двигатель (тип) — ГАЗ-40 (К, I6)
Рабочий объем двигателя, см3 — 3480
Мощность двигателя, л.с. (при об/мин) — 78 (3400)
Максимальная скорость, км/ч — 79
Запас хода по шоссе, км — 285
Преодолеваемые препятствия:
— ширина рва — 0,75 м
— глубина брода — 0,9 м
— высота стенки — 0,47 м
— подъем — 28-30°
— крен — 20-25°
Радиостанция — 10-РТ-12 (Р-113)

Фотографии

Схемы

Модификации

БТР-40А

Бронетранспортер БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2. в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

Бронетранспортер БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2. в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения -5°. Боевая скорострельность 170 выстрелов в минуту. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел ОП-1-14, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный ВК-4.

БТР-40Б

Бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

Бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

В 1956 году был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 году и выпускался до 1960 года. Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя большими люками, закрываемыми двухстворчатыми крышками. Высота корпуса увеличена на 130 мм. В десантном отделении размещалось 6 человек. В связи с введением броневой крыши были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемета и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Пулемет СГМБ мог устанавливаться на переднем или заднем кронштейне корпуса, но стрельба из него была возможна только при открытых люках. В некоторых источниках эта модификация бронетранспортера носит обозначение БТР-40К.

БТР-40В

Бронетранспортер БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

Бронетранспортер БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

В 1957 году была выпущена небольшая партия машин, получивших наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осущесвлялся снаружи, через ступицу.

БТР-40ЖД

В 1969 году бронетранспортеры БТР-40 и БТР-40А испытывались с «навесным оборудованием комбинированного хода». Стальные катки с внутренними ребордами, укрепленные на откидных рычагах с пружинными амортизаторами спереди и сзади корпуса, обеспечивали устойчивое движение основных колес машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 3-5 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам. Масса комплекта оборудования составляла 520 кг. Было выпущено несколько машин, часть из которых еще в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.

БТР-40РХ

БТР-40 (SPW-40) химической разведки армии Восточной Германии

БТР-40 (SPW-40) химической разведки армии Восточной Германии

На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40рх. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.

Источник

Запись опубликована в рубрике БТР-40 с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.