Колесный бронетранспортер «Объект 141″ был разработана в 1947 году на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов) на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Прототипом машины послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor Company, которые были переданы в ходе Второй мировой войны СССР по ленд-лизу. Уже в 1948 году, было выпущено две версии прототипа бронетранспортера. Один из машин отличалась наличием башни с пулеметом на крыше. В будущем конструкторы остановились на первом образце, не имевшего жесткой крыши, как в зарубежных прототипов.
БТР имел компоновку с передним расположением МТО и задней кабиной ля десанта. Силовую раму заменял несущий сварной открытый сверху корпус из броневых листов, к которому крепились все узлы и агрегаты.. Это позволило снизить общую высоту. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществлялись в двух бортовых люках и одном кормовом, двустворчатом.
На вооружении БТР состоял 7,62-мм станковый пулемет Горюнова CГМБ обр. 1949 года, который мог быть установлен в четырех точках: на передней поперечной штанге, поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) были приварены соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре бортовых лючка.
Сварной корпус, открытый сверху, изготавливался из броневых листов толщиной 6-8 мм. Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк. На машине устанавливались шины 9,75-18».
Принят на вооружение Советской Армии в 1950 году, получил назначение бронетранспортера БТР-40. Серийное производство автомобилей продолжалось в период с 1950 по 1958 год на Горьковском автозаводе. Новый БТР-40 был показан на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.
Простой по конструкции, небольшой, и мобильный БТР-40 быстро завоевал популярность среди военнослужащих, и получила широкое распространение в армии. Он был использован для перевозки мотострелков, использовался в качестве буксира противотанковой артиллерии, а также как командная машина, связной и разведывательный автомобиль — БТР-40 применялся пограничными и внутренними войсками.
«Крещение огнем» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Эти машины и участвовали в операции вторжения в Чехословакию в 1968 году. В дополнение к Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистана, Бурунди, Бутана, Гвинеи, Израиля, Индонезии, Ирана, Йемена, Камбоджи (Лаос), Китая, Кубы, Северной Кореи, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судана, Танзании и Уганды.
БТР-40А. С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90 °, угол снижения — 5 °. Боевая скорострельность 70 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 4 человек.
БТР-40Б. В 1956 г. был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым бронированным корпусом, который был принят на вооружение в 1958 г. и выпускался до 1960 г.
Крыша корпуса изготовлялась из бронированных листов с двумя люками, закрываемыми двухстворчатыми дверцами. В десантном отделении размещалось 6 человек. В бортах корпуса имелось по две амбразуры для стрельбы из оружия десанта. В связи с введением броневой крыши пулемет СГМ устанавливался на переднем или заднем кронштейне корпуса. Стрельба из пулемета была возможна только при открытых люках.
БТР-40В. В 1957 г. была выпущена небольшая партия машин, получивших наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осуществлялся снаружи, через ступицу.
БТР-40РХ. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.
БТР-40ЖД с навесным оборудованием комбинированного хода испытывался в 1969 г. Установка этого оборудования обеспечивала устойчивое движение машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км / ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 5-10 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам.
БТР-40 | БТР-40ЖД | БТР-40А | БТР-40В | БТР-40Б | |
Колёсная формула | 4×4 | 4×4 | 4×4 | 4×4 | 4×4 |
Боевая масса, кг | 5300 | 5800 | 5600 | 5300 | 5300 |
Длина, мм | 5000 | 5000 | 5000 | 5000 | 5000 |
Ширина, мм | 1900 | 1900 | 1900 | 1900 | 1900 |
Высота, мм | 1830 | 2230 | 2330 | 1930 | 2060 |
Дорожный просвет, мм | 276 | 276 | 276 | 276 | 276 |
Скорость, км/ч: | 79 | 78 | 75 | 78 | 78 |
Скорость по рельсам, км/ч: | — | 65 | — | — | — |
Запас хода по шоссе, км: | 285 | — | 285 | 285 | 285 |
Глубина рва, м | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 |
Глубина брода, м | 0,90 | 0,90 | 0,90 | 0,90 | 0,90 |
Высота вертикального препятствия, м | 0,47 | 0,47 | 0,47 | 0,47 | 0,47 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 4-5 | 2 | 2 |
Десантников, чел. | 8 | 8 | — | 8 | 6 |