Технические характеристики

Колесный бронетранспортер «Объект 141″ был разработана в 1947 году на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов) на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Прототипом машины послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor Company, которые были переданы в ходе Второй мировой войны СССР по ленд-лизу. Уже в 1948 году, было выпущено две версии прототипа бронетранспортера. Один из машин отличалась наличием башни с пулеметом на крыше. В будущем конструкторы остановились на первом образце, не имевшего жесткой крыши, как в зарубежных прототипов.

БТР имел компоновку с передним расположением МТО и задней кабиной ля десанта. Силовую раму заменял несущий сварной открытый сверху корпус из броневых листов, к которому крепились все узлы и агрегаты.. Это позволило снизить общую высоту. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществлялись в двух бортовых люках и одном кормовом, двустворчатом.

На вооружении БТР состоял 7,62-мм станковый пулемет Горюнова CГМБ обр. 1949 года, который мог быть установлен в четырех точках: на передней поперечной штанге, поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) были приварены соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре бортовых лючка.

Сварной корпус, открытый сверху, изготавливался из броневых листов толщиной 6-8 мм. Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк. На машине устанавливались шины 9,75-18».

Принят на вооружение Советской Армии в 1950 году, получил назначение бронетранспортера БТР-40. Серийное производство автомобилей продолжалось в период с 1950 по 1958 год на Горьковском автозаводе. Новый БТР-40 был показан на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.

Простой по конструкции, небольшой, и мобильный БТР-40 быстро завоевал популярность среди военнослужащих, и получила широкое распространение в армии. Он был использован для перевозки мотострелков, использовался в качестве буксира противотанковой артиллерии, а также как командная машина, связной и разведывательный автомобиль — БТР-40 применялся пограничными и внутренними войсками.

«Крещение огнем» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Эти машины и участвовали в операции вторжения в Чехословакию в 1968 году. В дополнение к Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистана, Бурунди, Бутана, Гвинеи, Израиля, Индонезии, Ирана, Йемена, Камбоджи (Лаос), Китая, Кубы, Северной Кореи, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судана, Танзании и Уганды.

БТР-40А. С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90 °, угол снижения — 5 °. Боевая скорострельность 70 выстрелов в минуту. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 4 человек.

БТР-40Б. В 1956 г. был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым бронированным корпусом, который был принят на вооружение в 1958 г. и выпускался до 1960 г.

Крыша корпуса изготовлялась из бронированных листов с двумя люками, закрываемыми двухстворчатыми дверцами. В десантном отделении размещалось 6 человек. В бортах корпуса имелось по две амбразуры для стрельбы из оружия десанта. В связи с введением броневой крыши пулемет СГМ устанавливался на переднем или заднем кронштейне корпуса. Стрельба из пулемета была возможна только при открытых люках.

БТР-40В. В 1957 г. была выпущена небольшая партия машин, получивших наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осуществлялся снаружи, через ступицу.

БТР-40РХ. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.

БТР-40ЖД с навесным оборудованием комбинированного хода испытывался в 1969 г. Установка этого оборудования обеспечивала устойчивое движение машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км / ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 5-10 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам.

БТР-40 БТР-40ЖД БТР-40А БТР-40В БТР-40Б
Колёсная формула 4×4 4×4 4×4 4×4 4×4
Боевая масса, кг 5300 5800 5600 5300 5300
Длина, мм 5000 5000 5000 5000 5000
Ширина, мм 1900 1900 1900 1900 1900
Высота, мм 1830 2230 2330 1930 2060
Дорожный просвет, мм 276 276 276 276 276
Скорость, км/ч: 79 78 75 78 78
Скорость по рельсам, км/ч: 65
Запас хода по шоссе, км: 285 285 285 285
Глубина рва, м 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75
Глубина брода, м 0,90 0,90 0,90 0,90 0,90
Высота вертикального препятствия, м 0,47 0,47 0,47 0,47 0,47
Экипаж, чел. 2 2 4-5 2 2
Десантников, чел. 8 8 8 6