С незапамятных времен про разведку говорят, что она глаза и уши армии, что она острие разящего меча армии. Не устарело это крылатое выражение и в XXI столетии. Разведчики всегда впереди. Сегодня, военачальники уделяют разведке столь же большое внимание, как, например, и в Первую мировую войну. Тогда, правда, разведчики чаще всего передвигались пешком или в лучшем случае верхом на лошадях. В годы Великой Отечественной у разведчиков появились мотоциклы, грузовики и даже бронеавтомобили. Но сегодня подобная техника вряд ли устроила бы войсковую разведку. Все дело в том, что хорошо слышать и далеко видеть — уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками новых сложных задач, с изменившимися обязанностями, разведчикам понадобилась специальная машина, в полной мере отвечающая уровню техники нашего времени.
Так уж получилось, что одной из основных профессий бронеавтомобиля была и остается разведка. Бронемашины войсковой разведки идут самыми первыми, идут в неизвестность, идут, ежесекундно рискуя встретиться с вражеской засадой или минами. Часто так и бывает. Но другого пути у разведчиков просто нет. Сегодня «стальной мул» для разведчиков — это бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ), первоначально БРДМ-1, а затем БРДМ-2 и БРДМ-3, предназначенные для ведения тактической разведки, боевого и сторожевого охранения, борьбы с разведывательно-диверсионными группами противника. Небольшие по габаритам, быстроходные, они имеют различное специальное оборудование и способны с ходу преодолевать водные преграды. Эти машины обладают высокими динамическими качествами, большим запасом хода, повышенной проходимостью.
Колесные бронированные машины в Советских Вооруженных силах традиционно использовались для ведения разведки, обеспечения связи, решения задач походного охранения и транспортировки командного состава. После окончания Великой Отечественной войны службу в войсковой разведке продолжал нести испытанный бронеавтомобиль БА-64. С 1950 года ему на смену в войска начал поступать легкий бронетранспортер БТР-40 — открытая сверху двухосная полноприводная бронированная машина, созданная на базе грузового автомобиля ГАЗ-63.
Резкое повышение мобильности и технической оснащенности сухопутных войск потребовало создания специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины нового поколения, коренным образом отличающейся как от колесных бронеавтомобилей периода Великой Отечественной войны (БА-64), так и от колесных бронетранспортеров БТР-40 и БТР-152, спроектированных сразу по ее окончании. Новая боевая машина должна была соответствовать требованиям времени, в том числе обладать:
— плавучестью, преодолевая без предварительной подготовки широкие водные преграды с высотой волны до полуметра;
— повышенной скоростью движения;
— высокой проходимостью (в частности, выдвигалось требование преодоления рвов и траншей шириной до 1,2 метра);
— иметь значительные внутренние объемы для размещения группы разведчиков, необходимого вооружения и специального оборудования.
Разработка БРДМ в Советском Союзе началась в конце 1954 года в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством В.А.Дедкова. Ведущим конструктором новой боевой машины был назначен В.К.Рубцов. Этот конструкторский коллектив уже имел значительный опыт в создании колесных бронированных машин (БТР-40 и его модификаций), а также плавающих автомобилей. Перед конструкторами стояла задача создания плавающей модификации легкого бронетранспортера БТР-40, хорошо отработанного и полностью освоенного в войсках, состоявшего на вооружении в разведывательных батальонах мотострелковых и танковых соединений Советской армии. Первоначально этому соответствовало и обозначение новой разрабатываемой машины — БТР-40 П (П — плавающий).
Однако в ходе работ для обеспечения плавучести и повышения проходимости базовой машины в ее конструкцию потребовалось внести очень большое количество изменений. Становилось очевидным, что ограничиться простой модификацией существующего изделия не удастся, поэтому было принято решение — изготовить совершенно новую машину, не имеющую аналогов в мире. Требования военных по преодолению рвов и траншей, обусловленные опытом прошедшей войны, когда эти очень распространенные на поле боя препятствия иногда надолго задерживали продвижение колесных боевых машин, обусловили разработку уникального шасси, состоящего из четырехколесного основного движителя и четырех дополнительных колес, смонтированных в центральной части машины (по два с каждого борта), служивших для преодоления траншей. Во время преодоления препятствий дополнительные колеса с помощью гидравлического механизма могли опускаться и приводились в движение при помощи специальной трансмиссии. Таким образом, БРДМ трансформировалась из четырехколесной в восьмиколесную машину. Основные колеса имели централизованную систему подкачки, отработанную ранее на бронетранспортерах БТР-40 и БТР-152.
Для движения по воде первоначально предполагалось использовать традиционный гребной винт. Однако в дальнейшем было решено использовать водомет, разработанный для плавающего танка ПТ-76. Подобный движитель являлся более компактным и живучим. Кроме того, подобный водомет мог использоваться и для откачивания воды из корпуса машины. Повысилась и маневренность на воде — радиус разворота составлял всего 1,5 м.
Первый опытный образец БРДМ был изготовлен в феврале 1956 года. В дальнейшем к нему присоединилось еще несколько машин, подвергнутых очень жестким испытаниям (в частности, одна из БРДМ форсировала вплавь Керченский пролив). В конце 1957 года Горьковским автомобильным заводом была выпущена опытная серия БРДМ. После проведения войсковых испытаний бронированную разведывательно-дозорную машину БРДМ приняли на вооружение Советской армии приказом министра обороны СССР от 10 января 1958 года и запустили в серийное производство, которое продолжалось вплоть до 1966 года.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортера БТР-40. Для машины была выбрана компоновочная схема с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Отделение управления и десантное отделение были объединены и находились в средней и кормовой частях корпуса. Установка двигателя в удлиненной передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
БРДМ имела герметичный несущий корпус, со сварной конструкцией, изготовленный из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 12 мм. Тщательно продуманная с точки зрения гидродинамики понтонообразная форма корпуса обеспечила машине минимальное сопротивление при движении на плаву. В целом броневой корпус обеспечивал защиту от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
Сверху на корпусе установлена и приварена бронированная рубка, в которой размещались экипаж машины и десант.
В средней части корпуса располагались отделение управления и совмещенное с ним боевое отделение, занимающее среднюю и заднюю части машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой.
В первых серийных машинах отделение управления и десанта размещалось в открытой сверху бронированной рубке, которую вскоре закрыли бронированной крышей с двумя люками для посадки и выхода механика-водителя и командира. Еще один двустворчатый люк имелся в кормовой части рубки. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов. На крыше носовой части корпуса находились входные и выходные жалюзи системы охлаждения двигателя.
Боевое отделение занимало среднюю и кормовую части корпуса. В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, размещались механик-водитель и командир машины (командир — у правого борта). Для ведения наблюдения они использовали смонтированные в лобовом листе рубки смотровые люки с броневыми крышками, в которые были встроены пуленепробиваемые приборы наблюдения, в распоряжении механика-водителя имелся также перископ. Для вождения в темноте служил инфракрасный прибор.
Силовое отделение БРДМ располагалось в передней части корпуса. В силовом отделении был смонтирован форсированный карбюраторный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40 П и часть агрегатов трансмиссии. Мощность двигателя была доведена до 89–93 л. с. Для избегания перегрева двигателя во время работы была смонтирована система жидкостного охлаждения.
Трансмиссия включала в себя однодисковое сухое сцепление, пятискоростную (одна — назад) коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку и конические дифференциалы в обоих ведущих мостах. От раздаточной коробки крутящий момент передавался карданными валами к ведущим мостам. В тяжелых дорожных условиях включался передний мост, а в случае необходимости — пониженная передача в раздаточной коробке. Включать передний мост можно было как при остановке, так и в движении на любой скорости, не выжимая сцепления при условии, что задний мост не пробуксовывает. Рулевой механизм представлял собой глобоидальный червяк с тройным роликом. Ножные тормоза — колодочные, герметичные, на всех колесах, ручной тормоз барабанного типа — тоже колодочный, на вторичном валу коробки передач.
В силовом отделении кроме двигателя располагались лебедка самовытаскивания, оборудованная кабестаном, компрессор с промежуточным резервуаром сжатого воздуха для системы централизованного изменения давления в шинах (с подводом воздуха через ступицу) и рулевой механизм. От раздаточной коробки приводятся через коробку отбора мощности бортовые редукторы, цепные передачи дополнительных колес, а также водометный движитель (через карданную передачу и свою коробку отбора мощности).
БРДМ имела оригинальный колесный движитель.
Ходовая часть состояла из основного четырехколесного движителя и системы дополнительных колес для преодоления окопов и траншей. Колеса основного движителя ведущие — пневматические, с шинами низкого давления и централизованной системой регулирования давления воздуха с его внутренним подводом. Для повышения проходимости машины по пересеченной местности в дополнение к ее двум мостам посередине корпуса смонтированы опускаемые на рычагах с помощью гидропривода четыре дополнительных пневматических колеса размером 700 x250 мм (по два с каждой стороны), которые в обычных условиях были подняты и отключены.
Нормальное положение этих колес — полуутопленное в корпусе. При наезде на выступы они вращались, не давая машине сесть на днище. Для преодоления препятствий (окопов и траншей) шириной до 1,2 м механик-водитель опускал их с помощью гидроподъемников и включал их цепной привод. Дополнительные колеса приводились во вращение втулочно-роликовыми цепями. Таким образом, в случае необходимости, БРДМ из машины с колесной формулой 4 x4 превращалась в машину с колесной формулой 8 x8 с соответствующим повышением проходимости.
Повышению проходимости способствовало и использование широкопрофильных шин большого размера с развитым рисунком протектора и наличие централизованной системы автоматического регулирования давления воздуха с подводом воздуха через ступицу колеса. Подвеска состояла из четырех продольных полуэллиптических рессор и восьми гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия для гашения колебаний машины. Передача толкающих усилий от колес и восприятие реактивного момента осуществлялась рессорами.
При максимальной скорости движения по шоссе 80–90 км/час машина на пересеченной местности обладала проходимостью, вполне сопоставимой с проходимостью гусеничных машин. Преодолеваемые препятствия БРДМ составляли: подъем до 31 градуса, вертикальная стенка высотой 0,4 м и ров шириной 1,22 м.
На машине был установлен воздушный компрессор с жидкостным охлаждением.
Для движения по воде первоначально предполагалось использовать традиционный гребной винт. Однако в дальнейшем было решено использовать водомет, разработанный для плавающего танка ПТ-76. Подобный движитель был более компактным и живучим. Поэтому движение и управление машиной при преодолении водных преград осуществлялось с помощью реактивного водометного движителя с четырехлопастным рабочим винтом диаметром 425 мм, заслонок и водяных рулей. Водомет был смонтирован в кормовой части корпуса.
Четырехлопастный винт засасывал воду через приемный патрубок, расположенный на днище, и выбрасывал ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Для передвижения по воде задним ходом имелись трубы обратного хода, которые направляли выбрасываемые водометом струи воды не назад, а к бортам под острым углом. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водомета, и передние поворачивающиеся колеса машины. Привод к рулям был объединен с приводом управления колесами. В случае выхода из строя водомета машина могла двигаться за счет вращения колес при включении второй или третьей передачи. Кроме высокой скорости на плаву (9 км/час), этот движитель обеспечивал и достаточно высокую маневренность (радиус поворота полутора метров), он же использовался и для откачивания просочившейся внутрь корпуса воды.
Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. Причем если на машинах первых выпусков волноотражательный щит был откидного типа, то уже на последующих — подъемный на рычагах. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защищенности передней части корпуса.
Однако в том случае, если вода все-таки попадала в БРДМ, для ее откачки из корпуса машины служила система водоотлива, работающая благодаря разрежению, создаваемому рабочим колесом водомета. Когда водометный движитель не работал, вода удалялась с помощью трюмного насоса с электроприводом. Для обеспечения двигателю нормальных условий работы на плаву, когда вентиляционные жалюзи воздухозаборника на верхней крышке силового отделения были закрыты, охлаждение двигателя осуществлялось забортной водой через теплообменник. Радиатор увеличенных размеров был оснащен системой обратного тока воздуха и имел мощный вентилятор, приводимый от двигателя посредством карданного вала. В машине имелись два клапана для слива воды.
Самовытаскивание машины при застревании и вытаскивание других машин осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 метров, смонтированного в передней части корпуса. Он состоял из вертикально расположенного барабана и червячного редуктора с приводом от носка коленчатого вала двигателя через карданный вал и цепную передачу.
Электрооборудование автомобильного типа было выполнено по однопроводной системе, напряжение 12 В.
Основным вариантом вооружения машины являлся 7,62-мм станковый пулемет Горюнова в бронетранспортерном варианте СГМБ, установленный открыто на вертикальном кронштейне в передней части боевого отделения рубки. На БРДМ выпуска после 1961 года монтировался 7,62-мм единый пулемет Калашникова ПКБ. Кроме того, члены экипажа и десантники (три человека) могли вести стрельбу из личного стрелкового оружия через бойницы, устроенные в бортах (по две с каждого борта) и в корме рубки (две).
На машине были установлены радиостанция Р-113, приборы химической и радиационной разведки (рентгенометр ДП-3 и прибор ВПХР), а также ручной огнетушитель ОУ-2.
БРДМ проявила себя как очень подвижная маневренная машина с высокой проходимостью. Наличие у нее дополнительных колес обеспечивало преодоление окопов и траншей, что в сочетании с плавучестью существенно повысило эффективность этой машины как средства разведки. По своим основным показателям БРДМ существенно превосходила зарубежные образцы.
На основе БРДМ были разработаны и выпускались следующие боевые бронированные машины:
БРДМ-у — машина управления;
2 П27 — боевая машина с пусковой установкой самоходного ПТРК 2 К16, оснащенная тремя направляющими ПТУР 3 М6 «Шмель». Принята на вооружение в 1960 году;
2 П32 — боевая машина с пусковой установкой самоходного ПТРК 22 К8, оснащенная четырьмя направляющими ПТУР 3 М17 «Фаланга» и ее модификация 2 П32 М — боевая машина ПТРК 2 К8 «Фаланга-М». Принята на вооружение в 1962 году;
9 П110 — пусковая установка самоходного ПТРК с шестью ПТУР 9 М14 «Малютка». Принята на вооружение в 1963 году;
БРДМ-рх — машина радиационно-химической разведки.
В противотанковом ракетном комплексе на базе БРДМ ракеты располагались в боевом отделении под створками, раздвигающимися одновременно с подъемом пакета направляющих. Для подъема направляющих использовался гидравлический привод. В БРДМ, кроме того, имелась возможность вести стрельбу с помощью выносного пульта, позволявшего наводчику удаляться от машины на расстояние до 30 метров. В ходе боевых действий командир экипажа, он же наводчик, производил стрельбу и наведение ракет. В обязанности механика-водителя входило: наблюдение за полем боя, доклады командиру об обстановке. Кроме того, он должен был быть готовым к отражению внезапно появившихся на близком расстоянии бронированных машин противника с помощью ручного противотанкового гранатомета РПГ-2, входившего в комплект вооружения машины.
Машина химической разведки БРДМ-рх, созданная в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении в Советской армии и в серийном производстве.
Экипаж БРДМ-рх состоял из командира, двух химиков-разведчиков и механика-водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР; автоматическим газоанализатором; радиометром-рентгенметром ДП-5 А; рентгенметром ДП-3 Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
БРДМ в больших количествах поставлялась в Советские Вооруженные силы, а также передавалась союзникам по Варшавскому Договору и поставлялась на экспорт, в страны третьего мира. Они активно использовались во вьетнамской народной армии в джунглях Индокитая, а в 1973 году египетские «коммандос» неожиданно для израильтян форсировали на БРДМ Суэцкий канал и захватили плацдарм на противоположном берегу. В Национальной народной армии ГДР машины БРДМ использовались под обозначением SPW-40.
Серийный выпуск БРДМ и ее вариантов продолжался до 1966 года, и в разные годы она состояла или до сих пор состоит на вооружении в армиях более 20 стран мира, в том числе Сирии, Египта, Израиля, Кубы, Албании, Мозамбика, Конго, Анголы, Эфиопии, Боснии и Герцоговины, Намибии, Замбии, Вьетнама.